Нужны ли Уроки мужества в современной школе?!

Нужны ли Уроки мужества  в современной школе?!

Как соединить историю и современность, традиции и инновация в воспитании патриотизма   у  современных   школьников? Так,чтобы   обучающиеся   чувствовали себя частью российского народа, свою личную сопричастность  к исторической судьбе  Отечества.   Актуальны лиУрокиМужества  для современных школьников? Не изжита ли   данная форма воспитания и развития патриотизма   для «цифровой» молодежи?

Нет! И еще раз: Нет!!! Почему? Уроки Мужества дают возможность реализовать принцип «живой истории», эмоционального воспитания   историей. Не статистические данные сражений,не сухое перечисление дат и персоналий  формируют чувство патриотизма. А дух сопереживания, сострадания, гордости за тех, кто воевал, за тех, кто выжил, кто принес Победу-  заставляет внутренне проникнутся исторической ситуацией, в данном случае Сталинградской   битвой.

Как создать ситуацию личной  сопричастности к Великому сражению?!  Как реализовать духовную преемственность поколений через 75 лет? Как эмоционально «прожить» Сталинградскую битву?

На наш взгляд, условиями успешности Урока мужества являются:

-  Коллективная  творческая деятельность учителя и школьников, взрослых и детей; оформление: плакаты, рисунки, синквейны, сочинения стихов, написание эссе;

- системно-деятельностныйподход: именно через активную поисковую  деятельность«добывается» ценная краеведческая  информация,  презентация ее;

- изучение фронтовой жизни солдата и полководца через их письма, мемуары – «оживление» истории»;

-  приглашение гостей, способных вести   равный   диалог с обучающимися без назидания     и менторства;

Поделюсь впечатлениями и опытом проведения Урока Мужества, проведенного 2 февраля 2018года в МБОУ «СОШ №2» Менделеевского муниципального района РТ.

Визуализация героических событий   была реализована через просмотр документального фильма «200 дней, которые изменили войну». Как пишет ученица 11 класса :« ..особенно меня затронул фильм, в котором мы увидели реальные сцены войны. Мы видели как сражались простые солдаты, как они погибали,но все равно шли до конца», «мы смотрели военно –патриотический фильм, побуждающий в нас гордость за нашу страну, за наших солдат, выигравших Сталинградскую битву».

Особый накал эмоционального настроя был достигнут во время выступления Малышевой Серафимы, когда она читала письмо прадеда, написанного в июле 1942года.Вот строки письма: «у нас здесь очень тяжелые дни … будто шесть молотильщиков молотят один сноп так сильно, как дождь на нас льются снаряды. В эти минуты, в эти секунды  вот-вот выйдет душа из нас….»…..никого не оставило  равнодушным фронтовое письмо…. Об этом свидетельствуют мнения  участников Урока Мужества: «...меня тронуло выступление моей одноклассницы Серафимы…она прочитала письмо своего прадеда. Было очень интересно узнать, что чувствуют простые солдаты во время войны.  Я с трепетом слушала , как Серафима с душевным волнением  читает письмо». «особенно понравилось выступление Серафимы с ее письмом, очень тронуло. Весь зал молча слушал, а одна из гостей заплакала…»…

Не оставило безразличным участников Урока мужества инсценировка «Диалоги междуИ.В.Сталиным и Г.К. Жуковым, А.М. Василевским в период разработки плана «Уран»», основанного на мемуаре  «Воспоминания и размышления» Г.К. Жукова. «Мои одноклассники: Антон, Марат и Айдар прекрасно выступили в роли Г.К. Жукова, И.В. Сталина, А.М. Василевского. Юноши отлично выразили главную мысль текста, показали то, как решали судьбу военных действий эти знаменитые люди входе Сталинградской битвы».

Сопричастность участников Урока Мужества к Великой Сталинградской битве стала возможна через организацию поисково-исследовательской  деятельности.Ученицы 9 класса: Гурьянова К., Мазитова Л., Матвеева В. выступили с презентацией   «Бондюжцы - участники Сталинградской битвы» на основе анализа архивных  документов  Менделеевского райвоенкомата.

Быть на одной духовной эмоциональной волне патриотизма, гражданственности способствовало активное участие  гостей Урока Мужества – Сорокиной Л.И. председателя районного Совета ветеранов Менделеевского района, Залуженко С.В. – военкома Менделеевского райвоенкомата, Галеева Д.Ф.- подполковника, заместителя начальника по кадрам и воспитательной работе ИК-10. Андерзянова Т.С. - директора МБОУ «СОШ №2». «…были интересные гости, их мнения о войне и о сегодняшней обстановке были убедительными, эмоциональными», «приглашенные гости стали активными участниками Урока мужества» «приглашенные очень внимательно слушали наши выступления, открыто реагировали на информацию….было видно ,что они заинтересованные судьбой Родины», «гости были приятные». Персональные мнения о Залуженко С.В.: «Он настоящий офицер! Кратко, четко, аргументированновыступает»,  «мы выражаем большую благодарность Сорокиной Л.И. за ее искренность и открытость, за ее уважение нашей деятельности. Ведь она   сказала нам в  конце  и поклонилась нам: «Вам низкий поклон за Память! За Любовь к предкам!». Здесь были не важны возраст, ранг, статус гостей и обычных школьников, их объединяло одно: любовь к Родине, гордость за Победу в Сталинградской битве.

«Урок мужества –это важный урок, который учит детей любить Родину, быть смелыми, а главное быть патриотами своей страны» (Серафима), «в атмосфере Урока мужества  чувствуется  патриотизм людей разных возрастов… воспитывает сильный дух и уверенность в своейстране» (Адель),  «Дай Бог, чтобы каждый год были такие мероприятия посвященные нашим землякам, которые подарили нам жизнь» (Рияс).

Отзывы школьников убедительно свидетельствуют, что Урокам Мужества быть!!! Именно они способны   вызвать   душевный трепет и эмоциональную отзывчивость современных школьников о великих сражениях, гордость, уважение и любовь к Отчизне!Воспитание историей  успешно решается сегодня в деловом  сотрудничестве как школой, так и общественными,  и государственными организациями.

 

 

Г.Бондарева – учитель истории,

«Почетный работник общего образования Российской Федерации».

 

 

Последнее обновление: 7 февраля 2018 г., 11:01

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International